Исторические факты


Зенитки у Яузы: огневая «Точка»

Что такое «Точка», до конца восьмидесятых годов знало большинство жителей Института Пути. Это та часть высокого и обрывистого берега Яузы, где сейчас находится стадион. Но далеко не всем было известно, почему это место носит такое странное название.

Да и странная глубокая траншея, проходившая ровно между старой (ныне замененной) бетонной оградой стадиона и деревьями, высаженными вдоль Тенистого проезда, далеко не у всех вызывала вопросы: а что это? Зачем?

В годы войны здесь, между корпусами института и железнодорожным мостом, находилась зенитная батарея. Место стратегически очень важное.

Рядом, менее чем в километре, «за линией» (железной дорогой), проходил один из рубежей обороны Москвы. Он прикрывал и Ярославское шоссе (на которое выходило Медведковское шоссе, ныне ставшее Кольской улицей и улицей Амундсена и только в самом конце, проходя вдоль «Золотого Вавилона» и упираясь в Окружную железную дорогу, сохранившее указатель «Медведковское шоссе»), и железные дороги – ту самую Окружную и Ярославскую. А с внешней стороны рубежа, в Институте Пути, обосновались зенитчики.

Дело в том, что границей Москвы в то время и была Окружная железная дорога. Рубеж располагался с внешней стороны Окружной. Ну а Институт Пути был уже Подмосковьем и относился к Мытищинскому району. Сохранился ответ на запрос жителя Института Пути Матвея Прохоровича Позднякова, чей сын Сергей Матвеевич Поздняков погиб в июне 1941 г. под Белостоком. В справке адрес – Московская область, Мытищинский район, город Бабушкин, институт пути, дом 2, квартира 18 (сейчас этот дом, построенный в стиле конструктивизма и перед сносом в 2000-х гг. имевший адрес по Игарскому проезду, не существует).

Совсем рядом с ними – не только упоминавшиеся выше шоссейные и железные дороги. Это, во-первых, хорошо известный Германии и, кажется, первый в мире специализированный институт транспортного строительства, в условиях войны ставший особо важным стратегическим объектом (основная часть института была эвакуирована, но противник, возможно, об этом не знал). Его здание имело индивидуальную архитектурную форму, хорошо различимую с воздуха и нанесенную на довоенную карту.

Во-вторых, это железнодорожный мост и сама Бескудниковская ветка, соединявшая Ярославскую и Савеловскую железные дороги.

О том, как появились зенитки над Яузой, вспоминает один из коренных жителей Института Пути Алексей Борисович Зверев (его воспоминания публикует газета «Свиблово»). По его словам, пушки привезли на «тракторных тягачах» (вероятно, имеются в ввиду гусеничные тракторы типа С-60). Пушки «врыли в землю», там же устроили землянки, а на сосне разместили наблюдательный пункт. Далее процитируем статью:

«Появилась и команда зенитной „точки“: девушки-зенитчицы лет по 18, их было 10-12. Командиром у них был лихой старшина Петя.
Первый авианалёт был 21 июля. Палили зенитки на нашей «точке», и по утрам мы собирали осколки снарядов. С этого момента бомбёжки начались регулярно, каждый вечер и ночь. У нас оборудовали в подвалах домов бомбоубежища, там соорудили нары, была вода и аптечки.»

Подвалы, подходящие на роль бомбоубежищ, были только в трех каменных домах (их тогда так и называли: «первый», «второй» и «третий»). Большинство домов были либо 2-этажными деревянными ( «ЦУДовские»), либо одноэтажными «финскими» (вероятно, щитовыми, с засыпкой, на 2-3 семьи). Кроме того, обширные подвалы существовали (и существуют) под служебными корпусами института.

Но были и другие способы спрятаться от бомбежки. На берегу пруда (ныне называется «Кольский»), на пригорке, где сейчас видны высокие старые (послевоенной посадки) тополя, образующие аллеи, стоял деревянный «дом лесника», 2- или 3-этажный. У дома в качестве убежища была выкопана противовоздушная щель.

Надо сказать, что отголоски тех бомбежек настигают и наше время. В 2000-х годах при строительстве дома на Игарском проезде нашли неразорвавшуюся авиабомбу, упавшую между институтскими корпусами (об этом писали в московских газетах). А школьники в конце 50-х или начале 60-х гг., собирая металлолом, нашли неразорвавшуюся авиабомбу под склоном «точки» в пойме Яузы, подняли и привезли в качестве лома. Не настигла та бомба ни зенитчиков, ни железнодорожный мост (который сейчас стал пешеходным).

И еще из повествования А.Б.Зверева:

«…Ученики нашей школы работали летом в колхозах на полях, в основном, на прополке. Трудились мы и на поле подсобного хозяйства зенитчиков, которые стояли практически за нашими домами. А поля у них были на другом берегу Яузы. После работы нас приглашали на „точку“, где жили в землянках зенитчицы, и кормили обедом. Давали макаронами с тушенкой (для нас — деликатес!) и хороший ломоть белого свежего хлеба. Макароны мы ели с огромным аппетитом, а хлеб уносили домой родителям.»

Итак, речь в рассказе Алексея Борисовича идет о девушках-зенитчицах. Однако Мария Ивановна, еще один старожил Института Пути, вспоминает, что в 1944 г., когда она поселилась в одном из «ЦУДовских» деревянных двухэтажных домов, зенитчиками были только мужчины. Тогда они жили в отдельном бараке, находившемся внутри квартала «ЦУДовских» домов по нынешней Вересковой улице (примерно на месте дома с адресом Вересковая, 13). Налеты стихли, и в свободное время зенитчики могли, например, вскопать огород местным жителям.

После Победы международная обстановка была не простая, и зенитная батарея оставалась на своем месте еще какое-то время.

Когда батарея покинула «точку», там расположились огороды. И это не были «самозахваты»: время было голодное, и руководство Института Пути распределило участки между семьями жителей. По воспоминаниям, на этом поле (будущем стадионе) выращивали в основном картошку.

Тогда у входа на территорию еще располагались железные противотанковые ежи. Учитывая возможности института, наличие оборудования и остатков разнообразных материалов, можно предположить, что изготовлены они были тут же, в Институте Пути.

Позже, при организации стадиона (а строили его сами жители, в т.ч. ученики нынешней школы 1138), его границей стал противотанковый ров. С одного борта рва установили ограду стадиона, с другого посадили в два ряда деревья, за которыми прошла трасса Тенистого проезда (на долгое время превратившегося в тупик и фактически являвшегося грунтовой прогулочной аллеей).

В 70-80-е годы ров еще сохранялся по обе стороны главного входа на стадион (вход располагался там же, где и сейчас). Глубина тогда составляла около метра или немного больше. Ширина – метр с лишним.

И только в 90-е годы ров постепенно исчез. Дворники (наверное, по чьему-то указанию) стали бросать в ров собранную листву, сучья и т.п. За несколько лет ров исчез полностью.

Сейчас, к сожалению, о той славной истории «Точки» уже ничего не напоминает. Нет и памятного знака. А его, кажется, просто следовало бы установить. Но сначала – хотя бы выяснить номер части, чьи бойцы охраняли покой жителей Института Пути и москвичей.

Г.С.

Стадион "Свиблово"07.05.2015, 1401 просмотр.

Добавить комментарий

Имя
E-mail
Телефон
Тема
Комментарий
Оценка
Показать другое число
Контрольное число*